Беспокойный грудничок: что делать? Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности Ребенок беспокойный после

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 06.05.2019

Сон ребенка - очень важная часть его жизни, новорождённый вообще проводит во сне большую часть суток. Если ребенок стал спать беспокойно, он перестал полноценно отдыхать. Что делать в такой ситуации?

Многими зарубежными педиатрами беспокойный сон считается скорее нормой, нежели патологией. В отечественной педиатрической практике подход более строгий, и, если родители жалуются на беспокойный сон малыша, ребенка, скорее всего, направят на консультацию к неврологу.

Этапы жизни, сопровождающиеся беспокойным сном

В жизни малыша до 3-х летнего возраста есть несколько этапов, когда его сон может быть нестабильным и вызывать беспокойство у заботливых родителей.

  • 1-й этап совпадает с 1-й неделей жизни крохи;
  • 2-й этап приходится на возраст до 3-х, иногда до 6-ти месяцев;
  • 3-й этап начинается около 3-х лет.

На первой неделе молока у многих мамочек еще недостаточно, малыш просто недоедает и буквально «висит» на груди. Он может просыпаться очень часто, требуя пищу. Делать в этом случае мама может только одно – давать малышу грудь столько раз, сколько он просит. Кроме того, в первые три дня жизни, пока ребенок не опорожнит кишечник (это не всегда бывает в 1-е сутки), он может плакать от боли в животике. К концу первой недели молочко начинает прибывать, меконий (первый кал малыша) сменяется обычным для грудного ребенка стулом, и наступает небольшое затишье.

Затем мама снова замечает, что ее малютка стал беспокойным. Во-первых, дети до 3-х месяцев часто страдают кишечными коликами и метеоризмом. В строгом смысле слова отнести это явление к разряду патологических нельзя, так как это проблема всех грудных детей, и связана она с несовершенством пищеварительного тракта, его ферментативной недостаточностью, отсутствием микрофлоры, которая только начинает заселять кишечник. Что делать в данной ситуации, подскажет педиатр. Как правило, при коликах рекомендуют ветрогонные средства и сухое тепло на область живота.

Если мама отказалась от пеленания, и ребенок с момента выписки из роддома одет в ползунки и распашонку, он может просыпаться из-за ярко выраженного эффекта Моро.

Эффект Моро — это естественный рефлекс новорожденного. Проявляется он во вздрагивании малыша, резком разведении ручек и раскрытии ладошек.

Родители могут сказать, что их ребенок «вскидывается» во сне. Громкий звук, вспышка света и другие факторы могут привести к проявлению рефлекса Моро. В этом случае ребенок может просыпаться и плакать. К 4-м месяцам рефлекс проходит. Что же делать до этого? Можно на ночь пеленать грудничка. Если к указанному сроку рефлекс не прошел (остаточные явления могут быть, но они слабы), придется делать малютке массаж для снижения мышечного тонуса.

Основные причины беспокойного сна

Все причины можно условно разделить на 3 группы:

  1. физиологические;
  2. психоэмоциональные;
  3. патологические.

К физиологическим причинам можно отнести:

  1. голод и жажду;
  2. боль от прорезывающихся зубов;
  3. дискомфорт от неудобной одежды;
  4. неудобную позу;
  5. некомфортные условия для сна (малышу холодно, жарко, душно, слишком шумно и т.д.);
  • потребность в присутствии матери;
  • перевозбуждение;
  • индивидуальные особенности нервной системы;
  • нарушение режима сна и бодрствования (недостаточный или избыточный дневной сон);
  • возрастные особенности, в том числе архитектура сна.

К патологическим причинам относят разного рода заболевания, вызывающие болевые ощущения и нарушения сна.

Это основные причины, по которым малыш грудного возраста может проявлять беспокойство во время сна. Если не считать патологических состояний и заболеваний, все перечисленные причины естественны. Лечить ребенка в этом случае не требуется. Некоторые из возбуждающих факторов родители могут легко устранить (например, проветрить комнату малютки и одеть его более удобно), некоторые поддаются влиянию с трудом. Например, если в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, этого изменить нельзя. Можно только позаботиться о том, чтобы за час до сна ребенок не перевозбуждался.

Физиологические причины беспокойства

Если ребенок стал спать плохо, возможно, он не доедает в течение дня (недостаточно молока при каждом кормлении). В таком случае он будет много ворочаться и плакать ночью. Есть дети, которые с периода новорожденности могут спать по 5-6 часов ночью, есть те, которые будут просыпаться каждые 3 часа и просить есть. Обе ситуации нормальны. Во втором случае нужно понимать особенности крохи и вовремя кормить её.

Если ребенок стал хуже спать, возможно, у него режутся зубы. Этот процесс может доставлять беспокойство малышам и отражаться на качестве их сна. При возникновении кишечных колик крошка, скорее, не будет просыпаться, но ворочаться и покряхтывать во сне может.

Причиной плохого сна грудничка могут быть мокрые пеленки. Малышу просто холодно и некомфортно. Молодые родители часто боятся, что их чадо заболеет, и порой кутают дитя чрезмерно. Маленькие дети очень плохо переносят жару. Перегреваясь, кроха будет ворочаться и хныкать. Если ребенок стал хуже спать, убедитесь, что ему не жарко. Одежда, попадая в складки кожи, может натирать нежные ткани, или просто давить. В таком случае малыш, сильно устав, заснет, но вряд ли будет спать хорошо.

Если малютка стал беспокойно спать, возможно, виной всему спертый воздух помещения. Исправить эту ситуацию очень просто – проветривать помещение почаще. Маленький ребенок первого месяца жизни не может сам перевернуться во сне и занять удобную позу, он лежит так, как его положили; если ему неудобно, он проснётся.

Психоэмоциональные причины

У грудного ребенка, особенно новорожденного, потребность в присутствии матери особенно сильна. Ребенок стал беспокойным, плохо спит? Возможно, вы решили, что он должен спать отдельно. Крошка может просыпаться от ощущения отсутствия матери, особенно если привык засыпать у неё на руках (под грудью или с бутылочкой). Что делать в этом случае? Некоторые рекомендуют совместный сон с малышом до 2-2,5 лет. Некоторые предлагают ставить кроватку в родительской спальне.

Дети, особенно возбудимые, если по какой-то причине получают эмоциональный заряд (неважно, позитивный или негативный) непосредственно перед сном, могут плохо засыпать, спать беспокойно и много ворочаться во сне. Избыток общения со взрослыми для малюток так же плох, как и недостаток.

Как ни странно, не только избыток дневного сна может привести к сбою режима, но и его недостаток. Если ребенок плохо отдохнул днем, его нервная система перегружена, он будет плохо засыпать и очень беспокойно спать. Делать в этом случае можно только одно – обеспечивать полноценный дневной сон ребенку. В возрасте между 2 и 3 месяцами происходит изменения цикла сна; малыш несколько раз в течение ночи входит в фазу поверхностного сна. Если он привык, что при первых признаках просыпания его берут на руки, качают, дают пустышку, он будет засыпать с трудом и нуждаться в дополнительном стимуле ко сну.

Патологические проблемы, вызывающие нарушение сна

Начало банальной ОРВИ, повышение температуры тела, отит и другие заболевания могут вызывать нарушения сна.

Если ребенок стал плохо спать, маме стоит обратить внимание на его состояние, измерить температуру, показать малыша педиатру.
Что делать в этом случае, подскажет врач. Могут быть и неврологические причины нарушения сна, например, повышенное внутричерепное давление.

Если ребенок плохо спит, часто и обильно срыгивает независимо от приема пищи, плачет, его нужно показать неврологу.

Грудничок беспокойно спит

Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.

Почему грудничок беспокойно спит

Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.

К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:

  1. Очень часто беспокойство во время сна грудничка вызывается причиной, которую народные целители называют «подкожной щетинкой», другое официальное название - лануго. Так называют мелкие волоски, которыми покрыто тело новорожденного младенца. Когда ребёнку исполнится две недели, щетинки выпадают и на их местах вырастают нормальные луковичные волоски. В это время кожа младенца может зудеть, что и становится причиной беспокойного сна.
  2. Ребёнок может беспокойно спать от жары, при этом он потеет, его кожа становится красной и высыхают слизистые. Следует открыть форточку, напоить малыша и увлажнить комнату.
  3. Беспокойство ребёнка может быть вызвано и холодом. В этом случае его кожа приобретает синюшный оттенок, руки, ноги и спина холодеют. Ребёнка следует согреть и одеть.
  4. Плохой сон ребёнка может быть спровоцирован неудобной либо грязной постелью и грязной одеждой. Малыш начинает кричать и на его коже может остаться след от пуговицы или шва. Следует осмотреть его и заменить ему одежду.
  5. Громкие вечеринки никак не способствуют крепкому сну малыша. Родителям следует определиться в том, что для них важнее - собственное веселье или здоровье их ребёнка.
  6. Спать ребёнку может мешать запор. В этом случае он тщетно тужится и перебирает ногами, живот его становится твёрдым, стул редким, а кал твердеет и приобретает тёмный оттенок. Перед кормлением ребёнка следует подержать на животике, а спать уложить в позе лягушки на животе. Кормить его надо только специальными смесями, поить слабокипячёной водой. Можно мазать анус детским кремом и поставить специальные свечи

Что делать ночью с беспокойным грудничком

У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.

Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.

Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.

Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.

Грудничок беспокойный во время кормления

Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.

Причины беспокойства грудничка во время кормления

На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.

  1. Первое, что может прийти в голову кормящей маме, это нехватка у неё грудного молока. Самой большой сложностью при этом является тот факт, что очень часто мама не знает сколько молока получает её ребёнок, сколько молока ему необходимо и сколько его у неё вообще. Для того, чтобы найти ответы на все эти простые вопросы, следует сделать несколько простых действий:
  • прежде всего, проследить за тем, как ребёнок справляет нужду и сделать правильные выводы. Если по истечении шести дней мама получает шесть мокрых подгузников, следовательно, молока ребёнку хватает;
  • абсолютно нормально проводить кормления часто. На протяжении первых нескольких недель жизни малыша ему необходимо от восьми до двенадцати кормлений грудью на протяжении суток. В начале, скорее всего, маме надо будет постоянно держать при этом ребёнка на руках, поскольку несколько часов он будет просить есть постоянно, после чего засыпать на несколько часов. После того, как он научится эффективно сосать, количество кормлений начнёт уменьшаться;
  • необходимо постоянно отслеживать вес ребёнка. Через две недели малыш должен восстановить свой первоначальный вес, после чего на протяжении трёх месяцев набирать не менее 200 граммов в течение недели.

В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.

  1. Ребёнок может вести себя беспокойно при набухании груди у матери, которое может иметь место на протяжении первых нескольких недель после родов. Для уменьшения набухания следует руками сцедить немного молока и грудь станет мягче, после чего ребёнку будет легко её брать. Очень много молока сцеживать не стоит, поскольку это может вызвать его выработку. Для уменьшения отёка и болезненных ощущений следует прикладывать к груди холодные компрессы.
  2. Если у матери плоские соски, ребёнок также может проявлять беспокойство при кормлении. Чтобы устранить явление, следует надевать особые накладки между кормлениями. Вытягиванию сосков способствует включение молокоотсоса до прикладывания ребёнка к груди. При этом включается молочный поток, способствующий тому, что ребёнок перестанет плакать и начнёт есть.
  3. Кроме этого, ребёнок может беспокоиться по причине его неправильного положения на груди. Малышу и его маме может быть неудобно потому, что оказывается малое давление на грудь, в результате чего происходит нарушение потока молока. Если ребёнок очень нервный, лучше всего применять положение кормления, при котором ребёнок помещается сбоку от мамы и прикладывается к ближайшей груди или прикладывается к груди горизонтально. В этих положениях удобно следить за положением головы малыша. Таким образом получается хорошо направлять ребёнка к груди и удерживать его в этом положении. Он вдавливается носом и подбородком в материнскую грудь и начинает лучше сосать, если мать крепко его держит.
  4. Почти у всех детей встречаются различные формы выражения желудочно-пищеводного рефлюкса. Такое название носит состояние, характеризуемое неполным сформировыванием сфинктера, что вызывает недостаточное перекрывание им входа в желудок. В результате происходит частичный возврат части молока с желудочным соком в пищевод, обуславливающее возникновение изжоги. Впечатления достаточно неприятные, для их устранения у грудного ребёнка следует поддерживать вертикальное положение его тела.

Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.

  1. Возможно развитие на сосках матери дрожжевой инфекции - молочницы. При этом соски приобретают ярко красный оттенок и начинают зудеть, после окончания процесса грудного кормления в них начинается неприятное жжение. В этом случае при кормлении ребёнок может быть несколько более беспокойным, чем обычно. При возникновении молочницы женщине следует обратиться к врачу для прохождения специального курса лечения. Его необходимость объясняется тем, что инфекция имеет грибковое происхождение и может быть опасна как для организма матери, так и для её ребёнка.

Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Почти все новорожденные дети страдают метеоризмом. При питании ребёнка происходит запуск рефлекторного выделения газов, необходимого для устранения из организма объектов его жизнедеятельности. Быстрое их выделение препятствует возникновению запоров.

Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.

  1. В самом начале процесса кормления молоко матери имеет высокое содержание сахара - лактозы. Это так называемое «переднее» молоко, вырабатываемое в первую четверть часа грудного кормления. Если и дальше продолжать кормить ребёнка той же грудью, вырабатывается «заднее» молоко. Оно нейтрализует лактозу в силу обогащённости жирами, в силу чего происходит понижение уровня образования газов. Метеоризм может усиливаться в силу переизбытка лактозы от большого количества поступающего переднего молока.

Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.

Теперь, когда вы познакомились с этой уникальной личностью, как вы будете обращаться с ребенком, имеющим высокие потребности? Чтобы понять, как следует ухаживать за этими особыми детьми, сначала нужно понять, почему дети ведут себя беспокойно. Все очень просто: дети ведут себя беспокойно по тем же причинам, что и взрослые. Им больно, физически или эмоционально, или же они нуждаются в чем-то. Имеется огромный спектр типов плачущего ребенка. У более спокойного края находится ребенок, который плачет, чтобы его взяли на руки, но легко успокаивается и испытывает удовлетворение, когда его держат на руках. Другую крайность представляет ребенок, которому больно, - неутешно плачущий ребенок, получающий ярлык «страдающий коликами».

Дети беспокоятся, чтобы приспособиться

Находясь в матке, еще не рожденный ребенок чувствует себя в своем окружении идеально комфортно. Возможно, у него больше никогда не будет дома, в котором ребенок будет ощущать такую же гармонию - невесомость, постоянная температура и все питательные потребности автоматически и бесперебойно удовлетворяются. В целом, в матке все отлично организовано.

Рождение внезапно разрушает эту организацию. В течение месяца после рождения ребенок пытается заново обрести это ощущение организованности и вписаться в жизнь вне матки. Рождение и адаптация к послеродовой жизни заставляют проявиться темперамент ребенка, ведь он впервые вынужден делать что-то, чтобы его потребности были удовлетворены. Он вынужден действовать, как-то вести себя. Если ему голодно, холодно или страшно, он кричит. Он должен сделать усилие, чтобы получить то, что ему требуется, от обеспечивающего ему заботу окружения. Если его потребности просты и он может без труда получить то, что ему нужно, он получает название «легкий ребенок»; если приспособиться ему не так легко, его именуют «трудным». Он не чувствует себя комфортно. Беспокойные дети - это дети, которые чувствуют себя неуютно и которые не хотят мириться с тем уровнем заботы, который им дают. Им нужно больше, и они кричат, чтобы получить это.

Тоска по утробе

Другая причина, по которой плачут дети, заключается в том, что им недостает того окружения, которое у

них когда-то было, - матки. Ребенок ожидает, что жизнь будет продолжаться как раньше, но все оборачивается неправильно, и у ребенка появляется ощущение, что все неправильно. Ребенок хочет адаптироваться к своему новому окружению и имеет огромное желание чувствовать себя комфортно. Конфликт между желанием получить комфорт и невозможностью его добиться приводит к внутреннему стрессу и внешнему его выражению в так называемой капризности. Своим беспокойным поведением ребенок умоляет тех, кто ухаживает за ним, помочь ему найти то, что даст ему почувствовать себя хорошо, нечто вроде: «Отдайте мне назад мою утробу», пока он еще не стал достаточно взрослым, чтобы придумать собственные способы самоуспокоения.

Сразу же после рождения ребенка положили на теплый мамин живот, мамина грудь дала ему физическую и эмоциональную подпитку, днем родители носят его, плотно прижав к себе, в сумке, а ночью, опять же, тесно прижимают к себе. Ребенку не приходится беспокоиться. Все, что давала ему матка, по-прежнему здесь, и рождение лишь изменило форму выражения взаимоотношений.

А что же с ребенком, попадающим в мир, который дает ему иной уход? Взамен теплого и знакомого тела он получает пластиковый ящик в детской палате. Вместо теплой груди он получает силиконовую соску. Вместо постоянного физического контакта и частых кормлений он остается лежать в ящике, а на руки его берут и кормят строго по расписанию. Нарушается даже его сон. Вместо теплого тела, к которому он привык за девять месяцев в матке, он получает этот пластиковый бокс. У него два выбора. Он может удовлетвориться этой низкопробной «маткой» и стать «хорошим ребенком», или же он может протестовать, заявляя, что его новый дом ему не по вкусу. Чем больше он кричит, тем больше его берут на руки и носят. Чем больше он кричит, тем чаще его кормят. Он приучается требовать, чтобы получать кормление «по первому требованию». В первый же или второй день пребывания в детской палате ему присваивают название «суетливый». По ночам он кричит до тех пор, пока, от отчаяния, родители не берут его к себе в кровать. Наконец, через несколько недель крика во имя приспособления, ребенок понимает, что крик - это тоже способ выжить. Это единственный язык, который может обеспечить ему уровень заботы, который ему могли бы дать автоматически, прежде чем он потребовал его. Этот ребенок, жертва, как мы называем это, синдрома плохого начала, суетиться приучен жизнью.

Концепция уровня потребностей

Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда мы пытались понять, почему некоторые из наших детей вели себя иначе, хотя получали тот же уровень заботы, мы пришли к концепции уровня потребностей. По нашему мнению, каждый ребенок имеет определенный уровень потребностей, удовлетворение которых позволяет ребенку достичь своего потенциала, эмоционально, физически и интеллектуально. Логично также предположить, что каждый ребенок рождается с соответствующим темпераментом, чтобы быть в состоянии дать знать о своем уровне потребностей.

Предположим, у ребенка средние потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Он плачет лишь очень немного, а окружающие берут его на руки и укачивают ровно столько, чтобы контролировать беспокойное поведение ребенка. Его можно было бы окрестить «легкий ребенок». Предположим, ребенку нужно, чтобы его подолгу держали на руках. Он продолжает плакать, когда его кладут, поэтому добивается, чтобы его держали на руках больше - как если бы он требовал, чтобы его перевели из второго класса в первый. Этот ребенок получает ярлык «требовательный». Но оказавшись в первом классе (его много носят на руках, часто кормят, с ним

{неразлучны днем и ночью), он плачет все меньше и меньше. Теперь он там, где ему хорошо, и больше нет необходимости плакать. Оба ребенка нормальны, оба гармонично вписываются в окружающий мир, и один не лучше, чем другой. У них просто разные уровни потребностей и соответствующий темперамент, призванный помочь им добиться их удовлетворения.

Чувство единства

Требовательная малышка, которая «кричит, стоит мне лишь спустить ее с рук», нуждается в том, чтобы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малышка была едина с матерью. После рождения мать знает, что ребенок теперь представляет собой отдельного человека, но ребенок себя отдельным не чувствует. Ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы чувствовать себя связанным с матерью, и рождение изменило лишь форму выражения этой связи. Этот ребенок будет протестовать или вести себя беспокойно, если его неразлучность с матерью нарушена. Ему требуется продлить это единство еще некоторое время, и, к счастью, у него есть способность требовать этого. Если потребности этого ребенка услышаны и удовлетворены, он чувствует себя комфортно: он находится в гармонии с окружающим миром. Он чувствует, что все хорошо. Когда ребенок чувствует, что все хорошо,

его темперамент меньше проявляет себя, и он становится «хорошим» ребенком.

Приклеенный или оторванный

Матери часто говорят об этом чувстве единства, выражаясь так: «Мой ребенок словно приклеен ко мне». Они также используют слово «оторванный» для описания того, как их дети словно рассыпаются, когда теряют это чувство единства со своим окружением. Нэнси, мать, которая долго и упорно работала над установлением крепкого контакта со своим имеющим высокие потребности ребенком, как-то сказала нам: «Когда мой ребенок чувствует себя оторванным и словно бы рассыпается на кусочки, теперь я чувствую, что могу собрать кусочки и снова склеить его воедино. Это была долгая, суровая борьба, но я наконец начинаю получать проценты со своего вклада».

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Беспокойные дети

Беспокойные дети

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.

Вот чему нас научила Хэйден:

– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).

– Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность» . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

«Я просто не могу уложить его» . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

«Не может сам успокоиться» . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

«Напряженность» . «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

«Хочет, чтобы с ним нянчились все время» . Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

«Часто просыпается» . «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.

«Неудовлетворен и непредсказуем»

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

«Слишком активны» . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

«Истощает все силы» . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.

«Невозможно удержать» . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

«Требовательность» . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги В плену иллюзий автора Фёдор Григорьевич Углов

5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Как дети растут Начиная наше путешествие по этапам развития ребенка с момента его рождения до 2 лет, обратимся к нескольким основным принципам, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка и наслаждаться его индивидуальными особенностями.Карты ростаНа каждом Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

ДЕТИ В БОЛЬНИЦЕ Когда ваш ребенок должен быть госпитализирован, я рекомендую родителям оставаться с ребенком насколько это возможно, и ухаживать за ним. Ребенок нуждается в близком присутствии родителя, когда он болен и когда находится в незнакомом месте. Родители -

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Дети Слабые и тщедушные дети, но не от недостатка питания, а вследствие недостаточного усвоения - Силицея.Золотушные и рахитичные дети с большой головой; открытые роднички и швы; сильный пот на голове, которую нужно держать в тепле посредством закутывания; большой живот,

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Скрофулезные дети Сильное желание мяса у скрофулезных детей - Магнезия

Из книги Медики, изменившие мир автора Кирилл Сухомлинов

Родители и дети Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что

Из книги автора

Из книги автора

5.1. Здоровыe дети – светлое будущее, a больные дети? Здоровый ребенок – ваше светлое будущее, больной – ваш беспросветный кошмар… Судя по здоровью детей наших друзей, знакомых, читателей и пациентов, в русской общине в США всегда всё «круче», в том числе – проблемы со

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх